Борис Барабанов, Газета “КоммерсантЪ”
29.10.2011
Игорь Бутман отпраздновал 50-летие концертом в Государственном Кремлевском дворце. В сопровождении его биг-бенда пели и играли Лариса Долина, Сергей Мазаев, Сергей Манукян, Олег Бутман, Давид Голощекин, а также Билли Кобэм, Кристиан Макбрайд, Уинтон Марсалис, Рэнди Брекер и Натали Коул. О юбилее — БОРИС БАРАБАНОВ.
Мало кому удается подчинить себе официозную атмосферу Государственного Кремлевского дворца. Член высшего совета партии “Единая Россия” чувствовал себя в Кремле вполне в своей тарелке, и это чувство передалось гостям-участникам. С самого начала в программе его юбилейного вечера не было намека ни на что, что можно было бы считать “официальной частью”. Отечественные и зарубежные звезды джаза вели себя как на дружеском джем-сейшне. Публика, похоже, не очень понимала, как на это реагировать. Вроде пришли в Кремль, у человека круглая дата — должны зачитываться поздравительные телеграммы и освещаться этапы большого пути. Вместо этого народная артистка Долина, например, закатывает сногсшибательный скэт во время исполнения стандарта “Summertime”, который переходит в “Подмосковные вечера”, а затем в “Мурку”.
В этот вечер Игорь Бутман больше всего был похож на героя Леонида Утесова из фильма “Веселые ребята”. Комедийный талант в сочетании с менеджерским — это то, что бросается в глаза. Если приглядеться, то известный во всем мире Бутман представляет собой тип художника, знакомый еще по советским временам. Пробивной, знающий, как и с кем дружить, где и зачем состоять, чтобы решать грандиозные творческие задачи. Среди преимущественно чернокожих героев фотоархива юбиляра на экранах мелькали фото Владимира Путина и Никиты Михалкова. Среди людей, которые помогли организовать концерт, саксофонист отдельно упомянул Германа Грефа. Мобилизовав весь свой талант менеджера, Игорь Бутман превратил собственный юбилей в фестиваль мирового уровня с участием музыкантов, которым поклонялся в молодости.
В одной из пьес должны были играть два великих трубача — Рэнди Брекер и Уинтон Марсалис. Господин Марсалис задержался за кулисами, и Игорь Бутман предложил начинать без него. На замечание Ларисы Долиной о том, что приличнее будет дождаться музыканта, герой вечера сообщил, что в этом и состоит прелесть джаза — любой может подключиться на любом этапе, и вообще, можно все. В доказательство этих слов во время исполнения “The Shadow Of Your Smile” главную партию трубы вел Вадим Эйленкриг, а его старший американский коллега Рэнди Брекер выступил в неожиданной роли Эминема — без запинки зачитал крутейший рэп.
Надо отметить, что при всей легкомысленности действа в нем не было ничего от капустника. Российским музыкантам нужно было соответствовать уровню именитых коллег, они не могли себе позволить небрежности. Та же Лариса Долина на кремлевской сцене впервые встретилась с контрабасистом Кристианом Макбрайдом, который дистанционно записывал партии для ее англоязычного альбома. Певица выложилась так, как не выкладывалась ни в своих поп-программах, ни, кажется, даже на собственном кремлевском юбилее. “Я знаю, что тебе нравятся басисты”,— не преминул прокомментировать Игорь Бутман, намекнув на супруга певицы Илью Спицына.
Ситуация кардинально изменилась, когда настало время хедлайнера вечера — Натали Коул. Рослая темнокожая дива выдвинулась на сцену в сопровождении свиты. Ассистентки на ходу цепляли к ее платью важные электронные приборы. Место пианиста Антона Баронина в биг-бенде занял штатный аккомпаниатор Натали Коул. Самому юбиляру указали место в ряду духовиков — за пульт встала дирижер, также приехавшая с американской гостьей. Натали Коул вынесли микрофон, усыпанный бриллиантами. Стало ясно, что хулиганство закончилось и Натали Коул — это не Ди Ди Бриджуотер, с которой Игорь Бутман во время ее весенних гастролей мог вытворять на сцене что угодно (см. “Ъ” от 12 апреля). Здесь все по плану. В начале сета — “Come Rain Or Come Shine” (неожиданностью было лишь появление легендарного Давида Голощекина с электроскрипкой), потом что-то из Эллы Фицджеральд, “Smile” Чарли Чаплина и непременный номер “Unforgetable”, на два голоса с покойным отцом — Натом Кингом Коулом. Из образа голливудской святой Натали Коул вышла, чтобы задать Игорю “Батману” естественный для ситуации вопрос: “Как, они еще не пели тебе “happy birthday to you”?” Публика под руководством звезды мгновенно исправила оплошность.