Владимир Косарев, ИА Interfax
21 февраля 2011 года
“Триумф джаза” проводится уже в одиннадцатый раз. Музыкальная жизнь Москвы просто немыслима без этого замечательного праздника, каким всегда бывает фестиваль. В этом бесспорная заслуга его организатора и идейного вдохновителя, известнейшего российского саксофониста c мировым именем Игоря Бутмана. Именно ему москвичи обязаны тем, что за эти годы на концертах фестиваля они увидели и услышали легендарных джазовых музыкантов – пианистов Маккой Тайнера, (партнера великого Джона Колтрейна) и Ахмада Джамала, трубача Рэнди Бреккера, саксофонистов Джо Ловано и Гэри Бартца, органиста Джоя ДиФранческо, гитариста Майка Стерна, вокалисток Ди Ди Бриджуотер, Кармен Ланди и Ченду Рул и многих других великолепных исполнителей джаза.
И нынешний “Триумф джаза” не разочаровал поклонников этой музыки. За пять дней фестиваля на сценах Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки и Клуба Игоря Бутмана выступили лучшие музыканты из США и России, представившие самые различные направления джаза. Несмотря на жуткий холод, концертные залы были переполнены. Сегодня, в понедельник, завершающий концерт.
Фестиваль открылся выступлением на клубной площадке биг-бэнда Игоря Бутмана. Звучали известные джазовые стандарты, пьесы музыкантов оркестра и даже русский романс “Ямщик, не гони лошадей” с проникновенными соло Игоря Бутмана, которые буквально завели зал. Как всегда Игорь отошел от программы – увидев среди гостей своего друга певца Сергея Мазаева, пригласил его на сцену, где Сергею пришлось петь в дуэте с американским джазовым вокалистом Аланом Харрисом. Та же участь позднее ожидала и певца и композитора Алексадра Градского. Публика восторженно встречала эти экспромты.
Сразу же после выступления Игорь вдруг спешно покинул зал. Как оказалось, его ждали на экономическом форуме в Красноярске, куда он вылетел со своим квартетом, чтобы обеспечить культурную программу важного мероприятия. За несколько часов пребывания в Сибири он даже успел сыграть товарищеский матч по хоккею в одной команде с Алексеем Кудриным против сборной красноярских депутатов и чиновников. А через день уже стоял на сцене ММДМ и объявлял программу вечера.
Хедлайнером “Триумфа” было трио одного из самых ярких американских саксофонистов Джошуа Рэдмена. Всовременном джазовом мире нет музыканта более авторитетного и влиятельного, чем он – это признают и критики, и музыканты, включая ветеранов джаза. Начав профессионально выступать в 1990 г., 21-летний Рэдмен ворвался в джазовый мир, как вихрь, за кратчайшее время покорив сердца любителей джаза и добившись безоговорочного признания. А еще пару лет назад ничего не предвещало об этом.
История Джошуа мне кажется весьма интересной и нетипичной для джазового музыканта. Его отца Дьюи Рэдмена с полным основанием можно назвать легендарным джазовым тенор-саксофонистом. Он прославился, прежде всего, как партнер великого авангардиста Орнетта Коулмена, вместе они играли 7 лет. Выступал и с другими звездами джаза первой величины – блюзменом Би Би Кингом, пианистами Китом Джарретом, Карлой Блэй, Эллис Колтрейн (вдова Джона Колтрейна), с авангардным саксофонистом Фэроу Сэндерсом, контрабасистом Чарли Хейденом. В 1976 г. создал собственный квартет, в который вошли Дон Черри, Эд Блэкуэлл и Чарли Хейден. Для знатоков джаза все эти имена значат очень много.
Но отец абсолютно ничего не сделал для воспитания сына, так как еще до его рождения ушел от жены и перебрался с другой женщиной сначала в Сан-Франциско, а затем в Нью-Йорк, чтобы играть джаз. Джошуа воспитывала мать – незаурядная женщина, балерина и модель – дочь ортодоксальных евреев русского происхождения. Хотя она довольно рано обнаружила музыкальные способности сына и даже в пятилетнем возрасте начала возить его на занятия в Центр Всемирной музыки в Беркли, где ребенок познакомился с индийскими и индонезийскими фольклорными инструментами, обучался игре на кларнете, музыкальное будущее Джошуа не предполагалось. Но у матери была прекрасная коллекция джазовых пластинок, и ребенок часами просиживал у проигрывателя. Уже тогда его кумирами стали Сонни Роллинз, Кэннанбол Эддерли, Чарли Паркер, Джон Колтрейн. Тенор-саксофон он осваивал практически самостоятельно, пытаясь подражать великим музыкантам.
После окончания колледжа поступил в престижный Гарвадский университет, с отличием окончил его, получив степень бакалавра социологии. Во время учебы играл на саксофоне в студенческом биг-бэнде. Примерно раз в год он с матерью ездил в Нью-Йорк повидаться с отцом, а в 1989 г. даже выступал с отцом на сцене известного джазового клуба Village Vanguard в Манхеттене.
Мечтая стать адвокатом, Джошуа решил изучать юриспруденцию и поступил в Школу права Йельского университета. Но отцовские гены уже брали свое, сомнения в правильности выбранного пути нарастали, и юноша перед началом учебы неожиданно для всех вдруг взял отпуск на год и поступил в джазовую школу Беркли в Бостоне. В 1991 г. друзья уговорили его принять участие в Международном джазовом конкурсе инструменталистов имени Телониуса Монка. Первая премия в $10 тыс. досталась Джошуа. Это особенновпечатляет, если учесть, что членами жюри были такие всемирно известные мэтры саксофона, как Бенни Картер, Брэндфорд Марсалис. Молодой музыкант в миг стал знаменитым, о нем писали все американские джазовые журналы. Сразу же посыпались контракты крупнейших студий звукозаписи, предложения от продюсеров, джазовых светил. Уже через год он записал первую пластинку, еще через год получил первую номинацию Грэмми и титулы “Лучший новый артист” и “Лучший тенор-саксофонист года” по опросам самых авторитетных джазовых журналов Down Beat и Jazz Times.
К этому времени он уже перебрался в Нью-Йорк. Квартиру снял недалеко от дома отца, чтобы чаще видеться, вместе играть. Сменил фамилию с материнской Shedroff на отцовскую (как он объяснил в одном из интервью, чтобы избежать вопросов, почему у отца и сына разные фамилии). Он не раз говорил, что у него очень хорошие отношения с отцом, “но это отношения не отца и сына, а в большей степени отношения друзей, наставника и ученика”. До самой смерти Дьюи в 2006 г . они регулярно играли вместе.
Музыкальные, критики и коллеги поражались талантом Джошуа. Хотя его собственный стиль еще только формировался, он восхищал и восхищает богатейшим, часто креативным музыкальным мышлением, потрясающей техникой, артистической и человеческой харизмой. Кстати, в полной мере это проявилось и в прекрасном фильме Роберта Альтмана “Канзас-Сити” с участием Рэдмена – о джазовом и гангстерском Нью-Йорке 30-х годов.
Сегодня Джошуа Рэдмен вне всякого сомнения тенорист номер 1. Конечно, он давно превзошел отца, который так и остался в тени великих. Младший Рэдмен завоевал все мыслимые музыкальные награды не только в США, но и во многих других странах. В 1993 г. он играл с президентом США Биллом Клинтоном на лужайке Белого дома. Записал уже 12 дисков, не считая пластинок, где играет в различных составах. Моя любимая пластинка Рэдмена – двойной альбом Spirit Of The Moment. Live At The Village Vanguard (1995 г.). Хотя он играет мэйнстрим, но что-то роднит в некоторых пьесах молодого саксофониста с Джоном Колтрейном.
В Москву он уже приезжал четыре года назад – дал блистательный концерт в джаз-клубе “Союз композиторов”. Кроме этого мне посчастливилось неоднократно слушать его на концертах и фестивалях в Лондоне, Париже, Ницце. Еще несколько лет назад он экспериментировал с электроникой, увлекался роком, фанком. Сегодня явно отдает предпочтение акустическому джазу, экспериментируя в составе квартета и трио. Могу подтвердить, что Джошуа Рэдмен постоянно развивается, год от года становится ярче, интереснее как музыкант. Это явно чувствовалось и на концертах “Триумфа”. Понятно, что выступление в джаз-клубе было в какой-то мере ярче, чем на большой сцене – клубная атмосфера более джазовая, интимная. Слушателей покорили незаурядная техника артиста, глубина его музыкального мышления, обаяние и умение держаться на публике. Нельзя не сказать и о том, что Рэдмен весьма интересен как композитор. Многие его пьесы подкупают уже тем, что их мелодической основой является блюз.
Яркими были и выступления других зарубежных гостей – уже упоминавшегося вокалиста Аллана Харрисса, талантливого барабанщика-виртуоза Верджила Донати, хотя то, что он играет со своей группой, вряд ли можно назвать джазом.
Россиян на “Триумфе” также представляли прекрасные музыканты. Хорошо известен в России и европейских странах талантливый барабанщик Виктор Епанешников. Впервые я услышал его в 1977 г. на джазовом фестивале в Донецке. В те годы, благодаря Виктору Дубильеру, незаурядному джазовому фэну, одному их первых советских джазовых продюсеров, создателю донецкого джазклуба, это был самый джазовый город СССР. Кстати, и Игоря Бутмана я впервые услышал на том же фестивале в Донецке – тогда он был совсем юным, играл в составе квинтета Давида Голощекина). Нельзя не назвать и других музыкантов квинтета Виктора Епанешникова – пианиста Якова Окуня, саксофонистов Дмитрия Мосьпана и Сергея Головню, трубача Петра Востокова, контрабасиста Сергея Востокова. Сегодня это признанные мэтры российского джаза.
С яркой программой выступил на фестивале и замечательный трубач Вадим Эйленкриг. В разное время он работал с такими прославленными коллективами, как оркестры Олега Лундстрема, Анатолия Кролла, сейчас часто играет в биг-бэнде Игоря Бутмана. Вадим выступал с сольными программами на самых престижных джазовых сценах мира – в Карнеги-Холле и Линкольн-Центре. На “Триумфе” он вышел в составе Аll StarsBand, где его партнерами стали Олег Бутман (брат Игоря Бутмана), Иван Фармаковский и другие прекрасные российские музыканты.
Как всегда на “Триумфах джаза” особо праздничную атмосферу задал биг-бэнд Игоря Бутмана, несомненно – лучший джазовый оркестр в нашей стране и один из лучших в Европе. Я уже не раз рассказывал об этом замечательном коллективе, его организаторе Игоре Бутмане. Скажу только, что сегодня оркестр в самом расцвете, слушать в его исполнении и джазовые стандарты, и произведения музыкантов оркестра – настоящее удовольствие. Думаю, в этом согласятся со мной все, кто был на фестивальных концертах.
К фестивалю было приурочено еще одно интересное событие – презентация альбома Blues for 4. Квартет, увековечивший себя на этой записи, состоит из известных музыкантов – петербугского джазового пианиста, автора проекта Андрея Кондакова, Игоря Бутмана, и двух знаменитых американцев – контрабасиста Эдди Гомеса и барабанщика Лени Уайта.
“Триумф джаза” стал ярким событием в культурной жизни Москвы. И уже сейчас задаешься вопросом – что, какие сюрпризы ждут любителей джаза на следующем фестивале. Хочется верить, что разочарований не будет.