Andrei Kondakov / Igor Butman / Eddie Gomez / Lenny White: Blues for 4 (2011)

Грег Симмонс, allaboutjazz.com

31 мая 2011

Русская музыка сейчас переживает не лучшие времена. Вот если бы американцы не изобрели блюз первыми, он мог бы появиться на берегах Волги, а не Миссисипи. Однако, не случилось. Поэтому самая лучшая иллюстрация того, как это могло выглядеть и звучать – это Blues for 4, альбом, на котором два русских музыканта, саксофонист Игорь Бутман и пианист Андрей Кондаков, играют вместе с американскими ветеранами, барабанщиком Ленни Уайтом и великим басистом Эдди Гомезом. Записанный в 1996 и изданный на лейбле “Союз” альбом (прим. перев. – на самом деле, альбом Blues for 4 никогда прежде не издавался) был переиздан лейблом Бутмана в Америке. Они сделали убойный диск. Композиции с альбома, написанные Кондаковым, – это потрясающий конгломерат пробивных грувов, которое никоим образом не обнаруживает своё славянcкое происхождение. К 1996 году Бутман провёл около 10 лет в Нью-Йорке, прочно заняв своё место в джазовом мире и общаясь с первыми джазовыми величинами. Кондаков, живущий в России, успел переиграть с большим количество высококлассных американских и европейских музыкантов. К началу записи этого диска, оба музыканта были в превосходной форме. Альбом открывается пьесой “Love and hope”, тенор-саксофон Бутмана звучит обволакиваюше, эмоционально и ласкает слух. Игорь превосходно соединяет умопомрачительную технику со столь же развитым вкусом и эмоциональностью. Переключаясь на сопрано в “Sundial”, он искусно вплетает нежную мелодию в звучание квартета. Безусловно, как композитору, Кондакову есть, что сказать на этом альбоме. Его манера игры отличается мягкостью и взвешенностью, ему удаётся сочетать и деликатный аккомпанемент и экспрессивные соло – на этом строится целостный образ альбома. Здесь много отличной фортепианной игры, однако последний трек на альбоме лучше всех это показывает: здесь Кондаков использует все 88 клавиш и строит тяжеловесные блюзовые аккорды, дающие невероятно объёмное звучание. Ритм-секция – тоже первоклассная, она играет важную роль в этой группе. “Lights of the Foggy Highway” открывается риффом Гомеза, который повторяется, отступает и вновь возникает на протяжении пьесы, в то время как Уайт подкладывает под него синкопированный паттерн. В целом качество записи превосходно, особенно, что касается звучания саксофона и рояля, это важное дополнение к самой музыке. Бас, однако, немного выпячен и звучит резковато. На заглавном треке Гомез (или кто-то рядом с ним) постоянно задевает микрофон, создавая громкий, странный стук. Предупреждён – значит, вооружён. Потрясающий альбом с великолепным материалом и первоклассным исполнением, Blues for 4 – это прекрасный пример того, что музыка универсальна и всеобъемлюща.

Eng

Russian music has a mile-wide streak of tragedy and sorrow running through it. If Americans hadn’t invented it first, the blues could have been born on the banks of the Volga River, instead of the Mississippi. But it wasn’t, so the closest thing to seeing how that might have turned out is Blues for 4, featuring a pair of Russian musicians, saxophonist Igor Butman with pianist Adrei Kondakov , along with American veterans, drummer Lenny White and the great bassist, Eddie Gomez. Recorded in 1996 and released in Russia on the Soyuz label, the album has now been rereleased on Butman’s own American imprint. They nailed it. The compositions, all written by Kondakov, make for a terrific set of straight-ahead grooves, betraying no sign of their Cyrillic origins. By 1996, Butman had spent almost a decade in New York, steeping himself in the jazz world and circulating among the music’s A- listers. Kondakov, still based in Russia, had been playing with a diverse, high quality selection of American and European players. By the time this record was cut their chops were down cold. Opening with “Love and Hope” Butman’s tenor work is creamy smooth, emotive, and engaging to hear. He perfectly combines terrific technical facility with an equally developed sense of taste and emotion. Switching to soprano for “Sundial,” he deftly lays the soft melody over the rest of the band. Of course, as the composer, Kondakov has a lot to say on this album. His playing, too, is smooth and well-considered, developing melodies with a combination of tight comping and expressive lead playing—the anchor of consistency for the album’s overall feel. There is a lot of great piano playing, but the closing title track delivers it best: Kondakov using the full harmonic depth of the eighty-eight keys to lay down some heavyweight, two-handed blues chords with resultant room-filling sound. The rhythm section is also first-rate and an integral part of this unit. “Lights of the Foggy Highway” opens with a Gomez vamp that repeats, retreats, and reemerges throughout the piece, as White drives a syncopated pattern under him. In general, the recording quality is excellent, particularly on the horn and piano, perfectly complementing the music. The bass, though, is emphasized more than it should be, sounding boosted and over-ripe. In fact, during the title track, Gomez (or someone near him) bumps a microphone, sending a loud, startling thud through the speakers. Forewarned is forearmed. A terrific album, where the music is tops and the performances are first-rate, Blues for 4 makes a strong case for the international universality of music. Track Listing: Love and Hope; Robot’s Blues; Sundial; Another Question; Lights of the Foggy Highway; Life for Two; Well, Where is the Airport; Blues for Four. Personnel: Andrei Kondakov: piano; Igor Butman: tenor and soprano saxophone; Eddie Gomez: bass; Lenny White: drums.